14:59

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Перечитала "Заповедник гоблинов".
Очень многие подробности не помнила, оказывается; и в чем интрига с колесниками, тоже забыла.
Но симпатии снова распределились так же, как и при первом прочтении. Два эпизода: как Питер Максвелл возвращается в свою квартиру и как приходит сидеть с умирающим баньши; одна локация: хижина Алле-Опа; речь Краба; и ровно одна цитата.

- Вы знаете, что мы - таракашки, - заявил мистер Мармадьюк, и слова эти буквально брызгали желчью. - Ваша нетерпимость...
- Вовсе нет, - негодующе перебил Максвелл. - И мы не считаем вас таракашками. Мы знаем, что вы - ульевые конгломераты. Мы знаем, что каждый из вас является колонией существ, сходных с теми, которых мы здесь на Земле называем насекомыми, и это, разумеется, составляет существенное различие между нами, и все же вы отличаетесь от нас не больше, чем многие другие существа с иных звезд. Слово "нетерпимость" мне не нравится, мистер Мармадьюк, так как оно подразумевает "терпимость", а это оскорбительно и для вас, и для меня, и для любого другого существа во вселенной.
Он заметил, как трясется от гнева, и удивился, почему одно какое-то слово могло его так взбесить. Его не вывела из себя даже мысль о том, что знания хрустальной планеты вот-вот достанутся колесникам, и вдруг он пришел в ярость от одного слова. Возможно, подумал он, это произошло потому, что там, где множество самых разных рас должно жить в мире и согласии друг с другом, и "нетерпимость" и "терпимость" одинаково стали грязными ругательствами.


Саймак, в отличие от тех же Стругацких, очень наивный и оптимистичный.
Нарисовал мир воистину дивный и новый. Привлекательный. Способный растрогать.
Впрочем, нет.
Не потому что мир такой.
А потому что читатель видит его глазами Питера Максвелла.

Один из немногих случаев, когда мне искренне и глубоко симпатичен главный герой.
Когда никто из эпизодических не волнует меня сильнее.

И Саймак, и Стругацкие - очень про человека.
Просто они берут разные стороны человеческого.
Вот этого "humanum est".
Не знаю, кто прав.
Наверное, не Саймак.

Комментарии
14.09.2011 в 15:05

Иногда я думаю...
Человек человеку волк, и только зомби зомби зомби
14.09.2011 в 16:22

Никого в лесу не бойся, только Беккета и Джойса ©
мне в этом плане Стругацкие ближе, потому что когда мир совсем удивительный и чистый, он мной считывается, как сказка, как что-то не имеющее связи с реальностью. А Стругацких или, там, Брэдбери, я читаю "как про себя". При этом Лем оказывается уже слишком земным почему-то. У меня вообще запутанные и личные отношения с фантастикой)
14.09.2011 в 16:48

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Каппа, у меня тоже. Запутанные отношения с фантастикой.
И, в общем-то, ничего ближе Стругацких и Брэдбери я тоже не находила. Особенно ближе Стругацких.

И вот с Саймаком же я в итоге решила, что это не мир удивительный и чистый, а человек. Чьими глазами мы видим мир. Вот этот самый Питер Максвелл.
Мне так думать почему-то проще.
14.09.2011 в 17:48

Никого в лесу не бойся, только Беккета и Джойса ©
Особенно поздние Стругацкие, типа ГО или МЛДКС, или ОЗ. Я, наверное, вечно буду их перечитывать.
14.09.2011 в 17:51

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Каппа, я ГО прочитала этим летом. И перечитывать решусь еще не скоро...
14.09.2011 в 18:56

Никого в лесу не бойся, только Беккета и Джойса ©
я просто очень давно прочитала, так что привыкла уже. Но первый раз очень долго не перечитывала тоже.
14.09.2011 в 19:06

Земную жизнь пройдя до половины, он натворил изрядно ебанины
Перечитала "Заповедник гоблинов".

У меня есть отличная аудиокнига.
Шикарнейший голос.
14.09.2011 в 19:08

Земную жизнь пройдя до половины, он натворил изрядно ебанины
ГО

Ну его.
Там один положительный герой, и тот нацист-недобиток.
14.09.2011 в 19:58

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Соффка, я с аудиокнигами как-то не задружилась. :nope:
14.09.2011 в 20:11

long-forgotten stories are revealed to those who travel through the woods
Саймак, в отличие от тех же Стругацких, очень наивный и оптимистичный.

Иногда мне кажется это перебором.

Например, в том же "Городе", когда цивилизация псов уходит, оставляя родной мир муравьям. Потому что договориться с муравьями невозможно, можно только их травить - а псы не умеют убивать и не убивают даже блох. (При том, что книжка потрясающая сама по себе.) И даже оставив за кадром хищнический инстинкт собаки, который, по идее, у псов должен быть сильнее, чем у всеядных людей - это... неправильно.

Наверное, потому, что я воспитана не только на Саймаке, но и на Гаррисоне с Ле Гуин где космос описывается как опасное, непредсказуемое место, где чужак может оказаться врагом (причем даже у Стругацких и у Булычева - так), и я автоматически оцениваю жизнеспособность описанного автором мира в случае возникновения внешней угрозы. Если жизнеспособность нулевая - это не рай, как бы ни был он похож.
14.09.2011 в 20:12

О. Для меня "Заповедник" вообще судьбоносная книга (кроме неё "Математика волшебства", "Дорога уходит вдаль" и чуть меньше - "Кондуит и Швамбрания"). И этот отрывок я хорошо помню, произвёл огромное впечатление.

Готова согласиться, это не мир такой, это Питер такой. Мир - разный, даже в "Заповеднике". А вот у Питера перед глазами именно такой.
14.09.2011 в 20:42

Никого в лесу не бойся, только Беккета и Джойса ©
Соффка на мой взгляд прелесть ГО и других поздних книг в том и состоит, что положительных и отрицательных героев нет, а есть вполне себе реалистичные разные люди. Мне просто именно такие штуки нравятся, а "герои" не очень) а кому наоборот - тому да, не рекомендовала бы я это читать, одно расстройство получится.
14.09.2011 в 20:43

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Лаэ, да. Немножко перебор. В "Заповеднике гоблинов" - уже перебор.
Но, поскольку я у Саймака читала только "Заповедник" и "Кольцо вокруг солнца", меня этот перебор не успел утомить. В нем даже есть что-то очаровательное.

Мир скорее нежизнеспособен.
Но он настолько... мирный, дружелюбный, что ли, что это обезоруживает.
(вот как Питер Максвелл пришел сидеть с умирающим баньши - совершенно обезоруживающий жест же!).

... но ведь если судить мир Полдня по одному только Горбовскому, этот мир тоже окажется нежизнеспособен. В случае возникновения внешней угрозы.

merit_seguer, да, мир совершенно разный. В нем, очевидно, есть место и ненависти, и подлости, и бюрократии совершенно гигантского масштаба, и лицемерию; и вот то, что Питер думает про слова "терпимость" и "нетерпимость", показывает, что ксенофобии тоже есть место. Да.
Но тем не менее.
Тем не менее мир предстает слишком прекрасным, чтобы казаться правдоподобным.

Человечество заслужило дракона.
Офигеть.
Так человечеству еще никогда не доверяли.
14.09.2011 в 20:54

Земную жизнь пройдя до половины, он натворил изрядно ебанины
Леголаська, я тоже не дружу. Вообще никак.

А эта покорила.

Каппа, там у них реалистичные мрази, а не люди.
14.09.2011 в 21:00

Никого в лесу не бойся, только Беккета и Джойса ©
Соффка О, ну это уже дело вкуса и этики. Я не в самых светлых местах привыкла находиться и с очень разными людьми контактировать, так что в моей линейке это нормальные такие люди. Ну и не привыкла я кого-то осуждать, так уж вышло.
Рада, что у вас обстановка лучше, ну или стандарты выше) В любом случае - ваш подход мне тоже понятен, хоть и не близок.
Спасибо за беседу.
14.09.2011 в 21:05

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Соффка, а вот где ты слушаешь аудиокниги? Не в смысле "на каком устройстве", а в смысле "в каких обстоятельствах"?

там у них реалистичные мрази, а не люди.
Не соглашусь.
14.09.2011 в 21:17

Земную жизнь пройдя до половины, он натворил изрядно ебанины
Я не в самых светлых местах привыкла находиться и с очень разными людьми контактировать

У меня в основном общение с т.н. спецконтингетом.
Поэтому иллюзий не питаю, нет.
Да я сама не из графьёв.
Но тем не менее.
Можно и плохого много сделать, но человеком остаться, а можно и ничего не делать, а мразью быть до мозга костей.


Вот, Рэдрик Шухарт - редкая сволочь. Но он человек.
А Андрей Воронин - редкая гнида.

Спасибо за беседу.

Всегда пожалуйста.

Леголаська, аудиокниги - когда в транспорте еду куда-нибудь.

Не соглашусь.

Ну что ж делать =)
14.09.2011 в 21:19

Леголаська, может, человечество заслужило дракона потому, что в нём есть такие люди, как Питер?
14.09.2011 в 21:25

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Соффка, ых, вот я мало в транспорте езжу.
Да и куда бы, если живу через дорогу от основной работы и в 20 минутах ходьбы от второй.

merit_seguer, думаю, как-то так.

Опять же: почему хрустальная планета именно Питера "поймала"?
Не кого-нибудь там еще?
Он же в систему Енотовой Шкуры как раз за драконом собирался. С фактически бескорыстным интересом. И давним интересом, кстати. Не за этот ли интерес его и выбрали?
(А возможно, это вообще была операция того же баньши; баньши же держит связь со старой планетой, так? И приглядеться к Питеру у него возможность имелась, сколько угодно; ну, а дальше остается только организовать дезинформацию, мол, там-то и там-то прошел слух о драконе. Понятное дело, Максвелл отправится проверять! А хрустальной планете того только и надо, чтоб Питер Максвелл воспользовался транспортной системой.
Помнишь, Максвелл-1 очень быстро вернулся из системы Енотовой Шкуры? Гораздо раньше, чем ожидалось? Это тоже факт в пользу версии дезинформации).
15.09.2011 в 08:50

aka Айша
1. Ласька, у меня тоже фоном сейчас! )))
2. Соффка, у меня тоже - в аудио формате!
3. А стругацковский Полдень - это параллельно: они ведь сроду не выходят по географии за пределы СССР. Кто его знает, чем занимаются в Америке в это время? ;) Вот у меня такое ощущение.
4. И Питер Максвелл - прекрасен.
5. Картинка. Примерно в такое вернулся Максвелл.

15.09.2011 в 08:58

aka Айша
О! а еще, оказывается, есть иллюстрации Стерлиговой!
sf.mksat.net/art/sterligo/index.htm
15.09.2011 в 09:09

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Hamajun А стругацковский Полдень - это параллельно: они ведь сроду не выходят по географии за пределы СССР.
Ни фига.
В Америку, например, мотается Каммерер в "Жуке в муравейнике". К голованам когда.

И Питер Максвелл - прекрасен.
Да, да!

О! а еще, оказывается, есть иллюстрации Стерлиговой!
Гм. )
15.09.2011 в 09:35

Никого в лесу не бойся, только Беккета и Джойса ©
да и сам Каммерер немец, как и Сикорски. Так что мировой коммунизм налицо)
15.09.2011 в 09:38

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Да, и вот жена у океанолога Кондратьева - японка.
И академик Окада, к слову.
15.09.2011 в 17:35

Земную жизнь пройдя до половины, он натворил изрядно ебанины
Hamajun, та, где читает диктор из "Модели для сборки"?

Леголаська, а ещё там немец Август Бадер, КРИ находится в Австралии, и куча ридеров всех национальностей на Котлине.
15.09.2011 в 21:01

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Соффка, вот, вот!
16.09.2011 в 00:13

Саймак оставил в моей душе четкий светлый след своими произведениями, а Стругацкие так не смогли
16.09.2011 в 09:30

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
hunta74, слушай, а что ты у Саймака читал? Точнее, даже так: а что именно оставило светлый след?